Нет такого человека, который не столкнулся бы с нарушением прав в строительстве. Необходимо отстаивать свои права и знать, как это сделать грамотно, куда жаловаться на застройщика и как правильно предъявить ему претензии.
Типичные причины жалоб на застройщика
Люди чаще всего жалуются на застройщика, когда:
- нарушаются оговоренные сроки строительства, и объект передается с запозданием;
- нарушения при постройке налицо, например, некачественно установлено освещение; к дефектам относится все, что может навредить здоровью будущих жильцов;
- уменьшается площадь квартиры;
- компания навязывает услуги;
- строительный процесс приостанавливается.
Куда обращаться с жалобой
Если все же не удалось избежать подобной ситуации, то следует знать, где лучше всего искать помощь:
- Государственный строительный надзор выявляет нарушения, которые возникают во время возведения объектов.
- Жалоба в Роспотребнадзор на застройщика, или Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, – орган, который следит за санитарно-эпидемиологическим состоянием в сферах, связанных со здоровой едой, качеством и безопасностью пищевой продукции, включая изделия, контактирующие с продуктами питания.
- Прокуратура контролирует соблюдение государственными органами, административными учреждениями, оперативно-розыскными органами Конституции РФ и российских законов, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- Суды рассматривают гражданские, административные, уголовные дела, включая дела, имеющие отношение к таким сферам, как экономика и предпринимательство.
Уполномоченный орган проверит застройщика, и если в его работе обнаружатся нарушения, то к нему будут применяться административные меры.
Если нарушены условия договора и если застройщик не выполняет обязательства, то здесь лучше обратиться в суд. Обращению в суд предшествует претензия к застройщику в письменном виде, а уж затем подается иск.
Претензия застройщику: зачем и когда подавать
Раз уж зашел разговор о возможности судебного разбирательства, то здесь будет не лишним сказать, что урегулирование спора с застройщиком еще до суда является важным этапом во взаимоотношении двух сторон. В некоторых случаях вполне возможно избежать похода в суд, если претензия к нарушителю составлена правильно.
Претензию можно подавать, как только обнаружились видимые строительные дефекты. Их видно во время осмотра квартиры днем, при достаточно хорошем освещении. Осматривается не только само помещение, но и подъезд, лестничные клетки, окна и входные двери. В монтажных швах не должно быть щелей, на потолках и стенах – трещин, батареи должны располагаться на расстоянии не менее двух сантиметров от стены.
Итак, вы обнаружили дефекты. Фиксируете их официально в специальной форме, которая, как правило, имеется в качестве приложения к акту приема-передачи жилья. Благодаря этому документу вы сможете обязать застройщика исправить недочеты в своей работе в течение 30 суток после подписания акта, а также вернуть средства в случае отказа от покупки жилья в связи с выявленными нарушениями. Все это возможно только при одном условии – если еще перед подписанием акта о сделке вы осмотрели жилище и внесли в специальную форму информацию о дефектах (если, конечно, они есть).
Как правильно составить претензию
Согласно действующему законодательству, претензия составляется письменно и может быть представлена в свободной форме. В ее содержание должны входить конкретное требование, сроки его исполнения (если законодательство их не устанавливает, то истец имеет право сделать это самостоятельно, но в разумных пределах), а также ссылки на те законы, которые, по мнению составителя, нарушает застройщик.
Сперва в правом верхнем углу листа (это шапка документа) пишутся наименование фирмы-застройщика, ее официальное местоположение, почтовый адрес. Ниже под этим указываются имя, фамилия и отчество того, кто составляет этот документ, его фактический адрес проживания и контактные данные, которые помогут ответчику связаться с заявителем.
Далее пишется название документа. Каких-то определенных требований тут нет, можно написать либо «требование», либо «претензия», ошибки не будет.
Затем указываются реквизиты договора долевого участия в строительстве (ДДУ) – номер и дата документа, объект договора. Также указываются статья и нормы закона, которые, по мнению заявителя, нарушил застройщик.
Далее излагаются требования, которые должны четкими, ясными, чтобы застройщику стало понятно, чего вы конкретно от него хотите – ремонт, возврат денег, устранение недостатков. Если же дело касается выплаты неустойки, то дольщик рассчитывает сумму согласно формуле, которая есть в отраслевом законе «Об участии в долевом строительстве» (214-ФЗ). Она выглядит следующим образом: сума неустойки = цена квартиры × количество дней просрочки × 1/150 × ставка рефинансирования в процентах.
К претензии также прилагается весь перечень необходимых доказательств, например, копии ДДУ, переписки, а также заключение независимого эксперта, который подтверждает, что проблемы имеются.
Также дается срок, в течение которого должен быть предоставлен ответ дольщику. Если таковой не установлен законом, то заявитель устанавливает его сам.
Далее ставятся дата и подпись.
Способы подачи претензии

Если решено отправить претензию почтой, то лучше заказным письмом. Документ со всеми приложениями и описью содержимого помещается в конверт. Сотрудник почты, принимающий документацию, ставит подпись и печать.
Претензию можно направить на юридический адрес, используемый для отправки официальных бумаг, на адрес, указанный в договоре, либо фактический адрес, по которому находится офис девелопера.
Более надежным считается передать претензию лично в руки, но такие документы могут получать лично только руководители компании либо их доверенные лица. Поэтому велика вероятность того, что пакет примет офис-менеджер, который должен зафиксировать получение с помощью печати на вашем экземпляре и зафиксировать входящий номер корреспонденции.
Если застройщик не выполняет обязательства
В таком случае собственник может смело обращаться в суд. К исковому заявлению следует приложить доказательства досудебного решения проблемного вопроса. Судебные разбирательства рекомендуется вести, заручившись поддержкой юриста.
Если решение суд вынесет в пользу истца, то застройщик будет обязан оплатить штраф, сумма которого в случае отказа назначается судом – 50 процентов от суммы неустойки.
Обращение в суд: когда и как
Обращаться в суд следует, когда ответа на претензию дольщика от застройщика не последовало в установленный срок.
Для этого составляем исковое заявление, к которому прилагается копия досудебной претензии, а также договора о долевом участии. При его подаче оплачивается государственная пошлина.
Можно обратиться за помощью к опытному юристу, который подскажет, куда жаловаться на застройщика, грамотно подготовит документы и будет сопровождать дело и защищать ваши интересы в суде. Лучше обращаться к тем специалистам, которые уже не раз сталкивались с такими делами, знают все ходы и выходы и смогут помочь быстрее получить желаемые результаты.
Советы от юристов
- Внимательно изучайте договор.
- Приступайте к приемке жилища в пределах установленного времени.
- Обнаружив строительные недостатки, требуйте от застройщика составления акта осмотра.
- Акт осмотра подписывает уполномоченное лицо.
- Не пренебрегайте помощью профессиональных юристов.
- Проверяйте юридические адреса.
- Делайте копии документов и подтверждения их отправки.
Заключение
Каждый имеет право на качественное и доступное жилье, а также на то, чтобы защитить свои права и потребовать от недобросовестного застройщика положенной компенсации. Таковое предусмотрено действующим законодательством. В таких вопросах главное – действовать правильно, а еще лучше заручиться поддержкой специалистов.